V1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Волгограде

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

с-з.

758мм 14%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Город Знакомьтесь, Волгоград путеводитель «Первым делом самолёты?» В Волгограде ищут деньги на самолеты-памятники

«Первым делом самолёты?» В Волгограде ищут деньги на самолеты-памятники

V1.ru вспомнил все самолеты, что стояли в Волгограде, о которых не знают даже многие горожане

Заброшенные самолеты-памятники постепенно уезжают из Волгограда

В Волгограде ищут деньги для реставрации истребителя-памятника МиГ-21 у бывшего Качинского училища. Разрушающийся самолёт закрыли от обывателей, скручивающих гайки и части фюзеляжа. Три других, бывших памятниками, истребителей, уже сняли с постаментов и вывезли в Среднюю Ахтубу. V1.ru вспомнил всех «железных птиц», что стояли в Волгограде и о которых не знают даже многие горожане.

Качинский истребитель

Самый известный самолёт Волгограда уже 45 лет стоит напротив бывшего Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков. Это МиГ-21 — лёгкий сверхзвуковой истребитель третьего поколения, на котором будущие пилоты делали первые шаги по покорению волгоградского неба.

Истребитель у Качи - самый известный памятник-самолет Волгограда

Истребитель был установлен в 30-летнюю годовщину разгрома немецких войск под Сталинградом 2 февраля 1973 года. На памятной табличке у его постамента высечены фамилии 128 защитников города, получивших звёзды героев Советского Союза во время Великой битвы на Волге. Среди них 76 лётчиков, совершивших подвиги в тяжелейшем противостоянии с асами лютваффе.

Деньги на ремонт постамента пытаются найти уже несколько лет

Сейчас самолёт представляет жалкое зрелище. Выпускники Качинского училища хотят реставрировать символ нескольких поколений волгоградских лётчиков, но средств на это пока нет.

— Мы приняли решение оградить его забором. Самолёт разрушается и его по частям растаскивают все, кто хочет. Уже нет многих частей фюзеляжа, — говорит председателя регионального отделения ДОСААФ России Сергей Забеднов. — Глава Дзержинского района занимается поиском средств для разработки проектно-сметной документации и последующей реставрации истребителя. О её сроках говорить пока рано, никто не знает, когда и как найдут деньги.

МиГ-15 и МиГ-19 из заброшенной части

Два взлетающих в небо истребителя, МиГ-15 и МиГ-19, многие годы стояли на территории бывшего 32-го радиотехнического полка в Дзержинском районе неподалеку от ТРЦ «Park House». Точный год установки самолетов на постамент достоверно неизвестен.

Когда были поставлены эти истребители уже никто не помнит

А вот годом, когда их забыли, стал 2009-й. Тогда полк был расформирован, а его подразделения присоединены к 339-му радиотехническому полку, дислоцированному в Астрахани.

Выросшие на месте воинской части деревья отлично маскировали истребители

С тех пор, самолеты стояли позабытыми, зарастая бурьяном и дикой порослью. Полностью разобрать их на металл мешали военные наряды из соседней части.

Разграбить самолеты мешала солдатская караулка в паре десятков метров от постамента

Вспомнили про заброшенные самолеты осенью прошлого года. Казармы и склады пошли под снос и будущую застройку, а истребители снял с постамента и забрал себе ДОСААФ. Их вывезли на аэродром в Средней Ахтубе, где планируется создать крупный военно-патриотический авиационно-спортивный комплекс с музеем авиации.

Бекетовский «Дельфин»

Еще один учебный самолет Качинского высшего военного авиационного училища летчиков — L-29 Delfin до недавнего времени стоял неподалеку от Бекетовского аэродрома в Кировском районе Волгограда.

"Дельфин" 45 лет стремился в небо у аэродрома в Бекетовке

— 45 лет назад к шестидесятилетию воздушного флота страны и по личной инициативе командира полка, начальника тыла качинского училища Виктора Волошина было принято решение установить на постаменте самолёт L-29, — вспоминает Сергей Забеднов. — Он был торжественно открыт в День воздушного флота СССР 18 августа 1972 года, возле плаца в военном городке, рядом с аэродромом где делали свои первые первые вылеты курсанты Качинского училища.

На заросшем травой асфальте у постамента выложено "Слава ВВС"

После расформирования училища военный городок заняла 67-я зенитно-ракетная бригада 58-й армии ПВО. Но, в 2012 году бригада была передислоцирована в Северную Осетию. Исчезло зенитное орудие, стоявшее у ворот части. Полностью заброшены и разрушаются казармы. Сквозь асфальт плаца прорастают деревья.

Зенитка от КПП уехала служить в Осетию вместе с полком

Прошлой осенью ДОСААФ также снял «Дельфина» с постамента и увез в Среднюю Ахтубу. На месте осталась только выложенная мозаичной плиткой надпись «Слава ВВС» возле бывшего пьедестала.

Сейчас возле разрушенных казарм остался только пьедестал

МиГ-21С из Майского

Еще один истребитель, МиГ-21С, стоит на дальней окраине Советского района Волгограда в поселке Майский. Этот самолет, выпускавшийся только для военно-воздушных сил Советского Союза, стал единственным в России памятником сохранившим оригинальную боевую раскраску.

Самолетов такого цвета в России больше нет ни одного

По словам главного специалиста отдела по взаимодействию со структурами социальной сферы, общественными организациями и ТОС администрации Советского района Волгограда Олег Петий, сейчас редкий самолёт также хотят убрать с постамента.

Авиачасти в Майском нет уже давно, а самолет все стоит

— В 70-е годы прошлого века в Майском базировалась авиачасть, после передислоцированная в Мариновку, — рассказал V1.ru Олег Петий. — Один из списанных самолетов и был без всякой помпезности установлен на пустыре неподалеку от братской могилы погибших за Сталинград советских солдат где-то в 1970–1975 годах. Возле постамента с МиГ-21с поставили большую детскую площадку. Время от времени, конечно, приходят инициативы убрать самолет. Но местные жители против этого. МиГ-21с украшает посёлок и очень нравится детям. Кроме того, он никому на своем месте не мешает. Хоть он не относится к объектам культурного наследия и памятникам, состоящим на учёте, я считаю, что трогать его не стоит.

Неприкаянные самолеты Качи

Сейчас несколько истребителей и штурмовиков бывшего Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков, стоит на закрытой площадке у телецентра на Мамаевом кургане. Это все, что уцелело от некогда большого парка учебных самолетов училища, оставшихся не у дел после его ликвидации. С тех пор они уже сменили несколько мест стоянки, но окончательного «дома» так и не нашли.

Кладбище качинских самолетов просуществовало почти 10 лет

Почти десять лет, с момента расформирования училища в 1997 году, самолеты простояли на обтянутой колючей проволокой пустыре за корпусом бывшего учебно-лётного отдела. Охрана и измазанная солидолом «колючка» не спасали ни от разграбления, ни от вездесущих детских компаний. С самолетов сняли на «сувениры» практически все, что можно было открутить и отломать, разбили колпаки кабин и приборные доски. По сути, от «железных птиц» оставались одни остовы, а к пустырю надолго прикрепилось название «кладбище самолетов Качи».

Еще шесть лет они простояли у музея-панорамы

В 2006 году самолеты передали музею-заповеднику «Сталинградская битва». Покрасив и подлатав, их выставили на открытой площадке рядом с бронетехникой. Спустя шесть лет, когда на панораме начался капитальный ремонт демонстрационной площадки, их перевезли на Мамаев курган, разместив на время возле телецентра.

Последние годы самолетам нашли место у телецентра на Мамаевом кургане

Где окончательно найдут место для выставки самолетов — до сих пор неизвестно. Вариантов предлагалось много: от передачи их в парк героев-летчиков в Дзержинском районе, до установки в новом мемориальном парке после окончания Чемпионата мира по футболу или на террасе под музеем-панорамой, где сейчас сносят старый советский фонтан.

Кафе из Як-40

Кроме заброшенных памятников военной авиации в Волгограде есть и пассажирский самолет, продолживший свою «работу» на земле в качестве кафе.

Этот Як-40 давно не летает, но в нем еще кормят

Установленный на Севастопольской набережной в Красноармейском районе Волгограда Як-40 был выпущен в декабре 1972 года на Саратовском авиационном заводе и получил номер СССР-87839. Более 25 лет он был приписан к волгоградскому объединенному авиаотряду и перевозил пассажиров на местных линиях.

Самолет-кафе давно стал достопримечательностью Севастопольской набережной

В 1994 году Як-40 передали авиакомпании «ВолгаАвиаЭкспресс», а уже спустя четыре года его официально списали по причине отработки межремонтного календарного срока. Два года он провел в аэропорту Гумрака, и в 2000 году превратился в кафе возле первого шлюза Волго-Донского судоходного канала.

Мини-Ту-134 из Гумрака

Трехметровый памятник пассажирскому самолету Ту-134 стоит и в поселке Аэропорт, неподалеку от въезда в воздушную гавань Волгограда. Модель лайнера сделали специалисты авиационно-технической базы аэропорта еще в начале 80-х годов.

Прототип этой модели авиалайнера перестал летать только два года назад

Кстати, модель изображает не какой-то абстрактный авиалайнер. Прототипом стал Ту-134А-3 с бортовым номером RA-65102, начинавший свою летную биографию в Волгоградском авиаотряде и только недавно прекративший полеты и вставший на хранение в пермском аэропорту «Большое Савино». И, хоть краска у мини-памятника сильно облупилась, на нем еще виден не только номер борта, но и характерная ливрея советского «Аэрофлота».

— Первоначально этот самолет стоял на перроне аэродрома, встречая гостей нашего города, — рассказала V1.ruв ведущий специалист по связям с общественностью международного аэропорта «Волгоград» Диана Бакулина. — Затем его перенесли на территорию авиационно-технической базы, а как базы не стало — отдали поселковой школе.

Алексей Серебряков
Фото: Мария Часовитина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем